Лид в тексте: что, зачем и как писать

Первые 3−5 предложений после заголовка решают, прочитают статью или нет, привлечет она аудиторию или оттолкнет. Это и есть лид — абзац-выжимка из текста, которая идет после названия и дает понять, ждет ли читателя что-нибудь полезное впереди. Современный читатель оценивает текст в течение 2−3 секунд, поэтому короткий, полезный и интригующий лид становится главным ключом к его сердцу. Продолжаем копирайтинговый цикл PR-службы TUT.BY и агентства «Олврайт» и разбираемся, как писать годный лид. Примеры мы придумали сами, но на основе собственного опыта написания из более чем 100 500 лидов.

Еще раз о том, зачем нужен лид

  • Сообщить важное

Если задача заголовка — заинтриговать, задача лида — объяснить заголовок и дополнить его полезными подробностями.

  • Помочь сделать выбор: читать / не читать

Что, где, когда и кому — лид коротко отвечает на все вопросы, а подробности раскрываются в статье.

  • Уточнить тему статьи

Заголовок на TUT.BY имеет ограничения по размеру — от 70 до 85 символов с пробелами (в зависимости от рубрики), поэтому иногда он всего лишь задает тему, интригует и так далее. Все важные подробности и уточнения выносятся в лид.

  • Удержать внимание

Заголовок поднимает тему, а лид динамично и красочно ее раскрывает, увлекая читателя интересными фактами и обозначая аудиторию, которой будет полезен текст.

Реакция читателя на отсутствие лида:

  • не может быстро понять, о чем текст;
  • не знает, будет от текста польза или нет, и какая именно (если будет);
  • нет стимула к прочтению статьи;
  • часто закрывает, пролистывает материал, чтобы не тратить время зря.

Каким должен / может быть хороший лид

  • Коротким. Во всяком случае не имеет смысла делать его полотном трудно читаемого текста.

  • Без воды и вводящих в заблуждение / неясность / неконкретность посылов.

  • Без лишних подробностей, но с ключевой информацией, чтобы оставить некоторые бонусы / фишки / секреты, собственно, для самого текста.

  • Самодостаточным, чтобы читатель понимал, ради чего вообще ему нужно читать текст.

  • Интригующим, чтобы аккуратно сыграть на интересе читателя, но потом в тексте ни в коем случае не дать ему разочароваться в этом интересе.

Основные виды лид-абзацев

  • Факт — рассказывает, на какие вопросы или тезисы читатель найдет ответы или пояснения в статье.

  • Новость — УТП в цифрах привлечет тех, кто интересуется конкретной услугой / товаром, оценил размер скидки или заманчивость условий.

  • Вступление как пояснение заголовка и рассказ о том, что можно прочитать ниже.

Как написать лид

  • Сначала пишем статью, а уже потом — лид.

Чтобы не получилось, что в лиде вы говорите о нюансах выбора стабилизаторов для электроприборов, а в тексте описываете их преимущества.

  • Проверяем себя — отвечаем на вопрос «О чем текст?».

  • Работаем с синтаксисом — убираем лишние знаки препинания, сокращаем предложения.

  • Проверяем на наличие сложной терминологии — вычеркиваем.
  • Удаляем все, что можно удалить без ущерба для смысла.
  • Проверяем, чтобы все заявленное в лиде было в статье.

Рецепт увлекательного лида

Формул рабочего первого абзаца можно сочинить сколько угодно. Но нам больше всего нравится совет редактора и разработчика сервиса проверки текста «Главред», автора рассылок о редактуре и книги «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова, написавшего много крутых текстов. Проверено, рекомендуем.

Годный лид — это то же самое, что хорошая статья в целом, крутой заголовок, оригинальные визуалы. Потому не пренебрегайте этой частью текста и учитывайте ее при подготовке технического задания. А как ставить ТЗ — расскажем в следующем материале.

Больше полезной информации ищите в нашей группе для профессионалов рынка «TUT.BY для бизнеса».

Обучающие материалы, интересные акции, полезные советы для маркетологов! Подпишитесь на рассылку от службы маркетинга TUT.BY!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *